ГАЗОВЫЕ МОТОРЫ CUMMINS
В РФ возрастает число АЗС, заправляющих метаном, а автомобильные заводы повышают объём производства газобаллонных авто. Рассмотрим газовые моторы от производителя Cummins.
Первый в истории двигатель внутреннего сгорания был именно газовым. Жан Этьен Ленуар из Бельгии и Николаус Отто из Германии, независимо друг от друга работая в 19-м веке над этим изобретением, не имели никакого другого топлива - только светильный газ.
В результате, чтобы обеспечить испарение жидкого горючего (солярки либо бензина), а фактически - чтобы перевести его в газовую форму, были созданы ТНВД, форсунки и карбюратор. Могло показаться, что проблемы решены, однако нехватка горючего для автомобилей и повышение стоимости нефти ещё много раз в течение 20-го столетия вынуждали осуществлять поиски замены бензина.
Тогда использовалось всё, что может гореть, начиная спиртом, заканчивая древесной и щепой. В результате линейка каждого моторостроительного предприятия включала газовые двигатели, которые создавались на основе двигателей на бензине либо конвертировались из дизельных. Из около 20 заводов, из которых состоит корпорация Cummins Inc., разработку и выпуск газовых моторов для авто осуществляют производства в США, Индии и КНР.
Ассортимент газовых двигателей Cummins Westport, которые производятся в США, начинают рядные «шестёрки» Cummins B Gas Plus с размерностью 102х120 мм, в значительной степени унифицированные с двигателей Cummins, относящихся к серии В, с объёмом 5,9 л. Диапазон их мощностей - от 150 до 230 л. с., диапазон крутящего момента - 569...678 Н. м, экологическая категория - Евро‑3 либо Евро‑5. Однако имеются также двигатели, объём которых достигает 6,7 л.
Двигатели более высокой мощности - это серия Cummins С Gas, объём их составляет 8,3 л, размерность - 114х135 мм, по этой причине диапазон их мощности составляет 250-280 л. с., а крутящий момент - 895-1152 Н. м. Они относятся к категориям Евро‑4 и 5. Дизельный двигатель в плане конструкции близок к Cummins С, у них одинаковый диаметр поршня, однако больший ход имеет Cummins ISL, объём которого составляет 8,9 л. Газовый мотор Cummins ISL G обладает мощностью 250-320 л. с. и крутящим моментом 990-1356 Н. м, относится к экологическим категориям Евро‑5 и 6 и к специфичным только для США уровням сертификации EPA 13 и CS 5.
Наибольший газовый двигатель для транспорта, который производится в США - Cummins Westport ISX 12G. Его объём достигает 11,9 л, размерность составляет 130х150 мм, мощность - от 320 до 400 л. с., крутящий момент - от 1560 до 1966 Н. м, токсичность относится к уровню EPA 13. Мотор рассчитан на тяжёлые грузовые авто (Heavy-Duty Truck), хотя его мощность несколько уступает мощности двигателя Cummins ISX 15, диапазон которого составляет 310-425 л. с.
Любопытно, что к семейству двигателей Cummins ISX относится также дизельный мотор объёмом 15 л, размерность которого составляет 140х165 мм, а мощность - 440-600 л. с., однако он не конвертировался под газ. Газовые моторы компании Cummins Inc используются как флагманские на седельных тягачах.